Снегоход «Рысь»
«Рысь» — модельный ряд снегоходов. Производился с 1991 по 2009 год Уфимским моторостроительным производственным объединением. Предназначен для зимних прогулок, рыбаков и охотников. Модель используется как рабочую лошадку на фермах, лесных хозяйствах, обслуживание газо- и нефтепроводов. Патрулировании государственных границ. В условиях глубокого снега способен долго тянуть за собой волокушу, сани, или нарты с грузом до 250 кг. На плотном снежном покрове способен разогнаться до 90 км/час.
Модели
Выпускались модели:
- Рысь 113;
- Рысь 119;
- Рысь 121;
- Рысь 500+ 219;
- Рысь 500М.
- Рысь 500МП
- Рысь 440.
Рысь 113 – не совсем удачная копия снегохода Arctic Cat. Алюминиевые цилиндры двигателя не имели гильзы. Двигатель, могло заклинить не проехав и сотни километров.
«Рысь 119» – сменил неудачный Рысь 113. Разработан как туристическое транспортное средства. Хорош для туристических походов поездок на рыбалку или охоту. Двигатель уменьшен до 432 см3. Стеклопластик сменил стекловолокно. В цилиндрах установили гильзы, улучшили обдув двигателя.
«Рысь-спорт»-121 — был выпущен как спортивный. Версия 119 модели, но для уменьшения радиуса поворота укороченная. Скоростная, маневренная, модель, больше подходящая для занятий спортом.
«Рысь-500+»- 219 – туристический снегоход (гусеница стала шириной 50 сантиметров).
«Рысь 500М» — снегоход для занятий туризмом. Другой капот. На двигателе стоит карбюратор MIKUNI (производство Япония).
«Рысь 500ПМ» — еще одна модификация. Оснащена коробкой передач с шестеренками.
«Рысь 440» — последняя версия снегохода с японским четырехтактным двигателем. Уменьшенная скорость, но мощный и надежный двигатель.
Основные характеристики
Наличие недостатков и детских болезней у снегохода Рысь не мешает показывать технический уровень сопоставимый для машин своего класса.
ТТХ в среднем:
119 | 440 | 500 | |
Скорость (максимальная) км/ч | 90 | 75 | 90 |
Гусеница | 3,7 х 0,38м | 3,2 х 0,38м | 3,7 х 0,5м |
Передняя подвеска | рычажная | пневматическая | Независимая |
Тип тормозов | Дисковые | Фрикционные | Дисковые механические |
Система охлаждения | Принудительная | Воздушная | Воздушная |
Полная масса | 250 кг | 510 кг | 280 кг |
Расход топлива на 100 км | 18л | 19л | 20л |
Двигатель | 2х-тактный | 4х-тактный | 2х-тактный |
Эксплуатационные характеристики
- Движитель –гусеница
- Привод гусеницы – цепь;
- Катки – прорезиненные;
- Тип натяжителя – винтовой;
- Запуск- ручной или стартер;
- Объем топливного бака – 28л.
Конструкция
Снегоход представляет из себя раму с откидным капотом.
На раме установлен:
- двигатель с цепной передачей на гусеничный движитель с передним расположением ведущих звездочек;
- гусеница резинотканая армированная металлическими стержнями;
- Руль мотоциклетного типа с опорно-поворотными лыжами;
- Трансмиссия — клиноременный автоматический вариатор;
- Электрооборудование;
- Тормозная система с ручным тормозом.
Подвеска
На разных модификациях установлены передние подвески с разным подвесным механизмом:
- Рычажный;
- Пневматический;
- Независимый.
Ход передней подвески от 20 до 25 см.
Задняя подвеска рельсовая, пружинно-гидравлическая
Ход задней подвески от 30 до 37 см.
Узлы рессор крепятся к кронштейну в нижней части корпуса лыж.
Электрооборудование
Из электрооборудования на снегоходе установлены:
- система зажигания электродвигателя (зажигание электронное бесконтактное);
- фара галогеновая или светодиодная;
- аккумулятор;
- задний фонарь;
- предохранители;
- звуковой сигнал.
Двигатель
Двигатели у 119, 121, 500 моделей являются двухцилиндровые, двухтактные, карбюраторные, бензиновые, с воздушно-принудительным охлаждением. По типу мотоциклетных. Мощность – 40 л. с. Возможно эксплуатация от -40оС до +10оС. К топливу неприхотлив и работает на топливной смеси во время обкатки – 25:1 во время эксплуатации 50:1.
История эксплуатации
Первым был выпущен Рысь 113. Машина получилась откровенно слабой. Для облегчения двигатель сделали алюминиевым с кремниевым напылением. Цилиндры не выдерживали перегрузок и снегоход останавливался с заклиненным двигателем.
Модель Рысь 119 получила много усовершенствований по итогам неудачной эксплуатации 113.
В двигатель начали запрессовывать чугунные гильзы и расширили окна воздухозабора для обдува двигателя, что удлинил срок эксплуатации.
Днище отсека двигателя было изменено. Хрупкое стекловолокно заменено пластиком.
«Рысь-спорт» 121 – это укороченный вариант 119 модели, который повысил маневренность снегохода и дал возможность не только путешествовать, но и соревноваться.
Рысь-500 это универсальный снегоход, который стал самой успешной модификацией. Он получил широкую гусеницу, которая увеличила проходимость. Идеально подходит для рабочих поездок. В ходе эксплуатации испытания снегохода проходили в суровых условиях Российского Севера, Западной Сибири и Якутии. Аппарат порадовал хорошей проходимостью даже по глубокому и рыхлому снегу. Машина получилась скоростной и маневренной. Легко заводится и эксплуатируется при -40о С.
Рысь 500М – имеет видоизмененный капот и однокамерный карбюратор Mikuni VM 34-622.
Рысь 500ПМ – уже шестеренчатая коробка скоростей.
Достоинства и недостатки
119
Плюсы:
- Удобный руль. Колени не мешают даже при входе в крутой поворот;
Минусы:
- Малый ресурс двигателя;
- Приличный расход горючего.
121
Плюсы:
- Боковая устойчивость;
- Отличная управляемость;
Минусы:
- Быстрый износ гусеницы и ремня вентилятора;
- Ненадежная ходовая подвеска;
- Малый ресурс двигателя.
500
Плюсы:
- Подогрев руля;
- Качественная сборка;
- Экономичность.
Минусы:
- Ненадежная цепь коробки передач;
- Быстро изнашиваются слизы.
440
Плюсы:
- неприхотливость;
- скорость;
- мощность агрегата;
- подогрев руля;
- емкий багажник.
Минусы:
- Износ свечей;
- Проблема работы карбюратора;
- Больший почти в 2 раза вес, что сказался на проходимости по рыхлому снегу.
С 2009 года снегоход не выпускается. Купить возможно только с рук. В процессе эксплуатации умельцы смогли научиться не только ремонтировать, но и усовершенствовать аппараты любой модификации. Сделав запрос в Интернете можно найти много полезных советов по модификации.