Мотоцикл Тула — технические характеристики, обзор

Мотоцикл Тула — технические характеристики, обзор

Несмотря на довольно активные попытки сразу нескольких предприятий наладить в СССР производство и продажу мотороллеров, такого рода техника с трудом приживалась в нашей стране. Одной из причин прохладного отношения граждан к мотороллерам было плохое качество дорог, не позволявшее реализовать все преимущества концепции. Поэтому в свет вышел новый мотоцикл Тула.

Специалисты Тульского машиностроительного завода осознавали эту проблему. В 1984 году был реализован новый проект и пошёл в производство ТМЗ-5.951 Тула мотоцикл повышенной проходимости. Вопреки распространённому мнению, эта модель никогда не носила название Тула 200.

Специфический подход

Концепция машины была довольно любопытной. Прочная дуплексная рама, длинноходные амортизаторы подвески, двигатель, оснащённый системой принудительного воздушного охлаждения, предназначенные для движения по бездорожью шины…

Всё это, казалось, делало мотоцикл Тула весьма перспективным. Тем не менее, судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах. А для лучшего их понимания начнём с базовых параметров.

Основные характеристики

Скажем честно, при оценке мотоцикла Тула характеристики не имеют решающего значения. Но поскольку многие именно на них обращают своё внимание в первую очередь, не будем нарушать традиции. Краткие технические характеристики выглядят следующим образом:

  • Двигатель – двухтактный, одноцилиндровый, оснащённый системой принудительного охлаждения. При объёме 200 куб. см. он развивает мощность 12,5 л. с. на ТМЗ-5.951, и 13 л. с. у более поздней модификации ТМЗ-5.952. Масло приходилось заливать непосредственно в топливо.
  • Система запуска – стартером-генератором.
  • Основное топливо – бензин марки А-76.
  • Масло МС-20 добавлялось в пропорции 25 грамм на 1 литр топлива.
  • Коробка передач – с ножным переключением, имеет 4 ступени.
  • Максимальная скорость – 85 – 90 км/час, в зависимости от модификации.
  • Расход топлива (средник) – 3,6 литра на 100 км.
  • Вес (сухой) – 129 кг у ранних и 126 кг у поздних модификаций.

Машина имела цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску по схеме маятника. А дальше… Дальше начинались проблемы, которые так и не удалось решить до конца.

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Недописанная история

Несмотря на перечисленные недостатки, жители глубинки проявляли к специфической технике определённый интерес. Ввиду специфического дизайна техники, любимым занятием многих владельцев стал тюнинг. Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных модификаций, среди которых была даже выпущенная малой серией Тула ТМЗ-5.971 – трицикл.

Предполагалось, что трёхколёсная модель станет альтернативой популярному мотороллеру ТГА 200 Муравей. Сколько было выпущено таких машин точно неизвестно.Распад СССР и возникшие, как следствие, проблемы в экономике, не могли не сказаться на работе ТМЗ.

В стремлении выжить предприятия оборонного комплекса, к которым относился и Тульский машиностроительный завод, предпринимали порой даже рискованные шаги. Была сделана очередная попытка усовершенствовать мотоцикл Тула и продвинуть модель на европейский рынок.

Но вскоре выяснилось, что по стандартам ЕЭК байк со столь значительно смещённым в сторону центром тяжести не может быть допущен к эксплуатации. Идея умерла. Окончательно выпуск модели был прекращён в 1996 году.

Путаница с названиями

Что до ошибки с названием Тула 200, то тут другая история. Так назывался мотороллер, выпуск которого был организован на ТМЗ в 1956 году. Модель почти полностью копировала немецкий мотороллер Glas Goggo TA55. Машина оказалась достаточно удачной. Тула 200 послужила базой для следующих модификаций, таких как Турист и Тулица.

Почти одновременно с мотороллером Турист появился созданный на тех же агрегатах ТГА 200. Основой конструкции силовых агрегатов всех перечисленных модификаций был появившийся в 1956 году двигатель Т-200. Дополненный воздушной системой охлаждения и модифицированный мотор использовался и на мотоцикле Тула. Видимо, это и стало причиной того, что некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.

Ценителям на заметку

Если вам понравился этот рассказ и вы неравнодушны к истории отечественной техники, то на нашем сайте вас ждёт много полезной информации. Здесь вы сможете узнать и о том, чем хорош мотороллер Муравей и какими достоинствами обладает мотоцикл Иж Юпитер-5, и много чего ещё интересного…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотоциклы и снегоходы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: